Пока это приходится делать на энтузиазме
О том, как мурманские поэты искупали московских коллег в Ледовитом океане, почему на Балканах целовали привезенный из России флаг, и что нужно для рождения новых знаменитых писателей, рассказал в интервью нашему агентству руководитель Мурманского отделения Союза писателей России Илья Виноградов. Он хорошо известен в литературных кругах не только родной для него Мурманской области, но и многих других регионов, где публикуется в журналах и участвует в литературных фестивалях. Один из организаторов крупнейшего в регионе литературного фестиваля «Капитан Грэй», международной культурной экспедиции Славянский ход Мурман-Балканы в 2018 году, инициатор ряда других культурных проектов, в том числе международных, автор 7 книг поэзии и прозы, в том числе для детей.
— В биографической справке у вас написано «журналист и поэт». Что из этого первично, что – профессия?
— У нас в стране нет такой профессии – писатель. Сейчас нет, последние 30 лет. И – надеюсь – пока. В принципе, для писателя это хорошо, когда он живет не только литературной жизнью, и даже большинство великих писателей занимались не только писательским трудом. Но сегодня это неизбежность. Практически все пишущие люди занимаются творчеством «нагрузкой» к зарабатыванию на пропитание и общественным делам. Если раньше литература системно поддерживалась государством, начиная от финансового и полного социального обеспечения авторов и заканчивая массовым образованием, книгоизданием и активной культурной жизнью, то в современной России писатели оказались в полной «автономке», хотя они делают крайне важную для государства работу.
— К чему это привело?
— В первую очередь к падению уровня и масштаба литературы. Олимпийских чемпионов никогда не вырастить без масштабной работы и господдержки — если не будет дворовых спортплощадок, спортшкол с тренерами, сборов и соревнований. И так в любой сфере, в том числе творческой. А литература оказалась фактически самой заброшенной сферой. Если в советское время даже с учетом засилья идеологии выросли множество не только больших писателей, но и литературных школ, движений, то в последующий период образовался если не вакуум, то очень неблагоприятное для литературы пространство. Меньше талантливых писателей, ниже качество книг, молодежь вместо литературы читает блоги со всеми вытекающими отсюда. Падает общий уровень культуры, ответственности, самоосознания, если хотите.
Сейчас появились сигналы того, что государство поняло опасность этой ситуации. Литературы всегда была одним из главных стержней русской культуры, государственности, и без нее не может нормально работать все остальное. Президент уже заявил о необходимости поддержки литературы, начаты первые серьезные – на государственном уровне — обсуждения проблемы. Но нужны очень большие вложения – и финансовые, и административные. Какой-то нацпроект по литературе.
— Что в первую очередь нуждается в поддержке?
— Нужен системный подход, система развития литературной жизни. Если более конкретно – поддержка и наделение необходимыми ресурсами и полномочиями профессиональных литераторов. Раньше эталоном литературы и главным двигателем литературной жизни был Союз писателей. Сейчас с этим чуть сложнее: такой союз уже не один, в том числе и какие-то коммерческие, далекие от настоящей литературы. Но реально действующих по всей стране и сохранивших профессиональный уровень – два, Союз писателей России и Союз российских писателей. Плюс свои в Москве и Санкт-Петербурге. К сожалению, в последнее время власти, в том числе на местах, стали относиться к ним как к каким-то самодеятельным кружкам, куда люди приходят от зеленой тоски и безделья. Но это опять-таки вопрос государственной политики в этой сфере, точнее, ее отсутствия, ну и крайне низкой культуры чиновников, не знающих и не хотящих разбираться в литературной жизни.
— Но все же литературная жизнь не совсем замерла – есть фестиваля, книжные премии…
— Почти все это вопреки ситуации, это работа энтузиастов, подвижников, если говорить высоким стилем. Люди за свой счет проводят фестиваля, издают литературные журналы, ищут каких-то спонсоров, последнее время, к счастью, появились и гранты. Союз писателей России большую работу проводит по сохранению и развитию своей деятельности в регионах, практически без всякой поддержки, при нем Совет молодых литераторов появился, очень активно начали собирать молодые литературные силы со всех регионов, проводить всероссийские совещания. Это здорово, это очень вдохновляет и приносит плоды, но все же это должно быть именно системной работой при поддержке государства.
— В Мурманской области температура выше или ниже «среднего по больнице»?
— У нас столкнулись две крайности. Первая – не очень давняя, но очень мощная традиция литературной жизни. Отделение Союза писателей появилось в 1978 году, и за последующие годы успело очень многое. Сейчас не все помнят, но именно мурманские писатели во главе с Виталием Масловым в 1986 году возродили традицию празднования в стране Дня славянской письменности и культуры – а это один из основополагающих праздников для русской литературы. В 1990-м году в Мурманске установили первый в стране памятник Кириллу и Мефодию, создателям нашей письменности. В 2007 году наши писатели провели первый Славянский ход, проехав через славянские страны и наши республики до Болгарии и Черногории. На праздники и семинары к нам приезжали все большие писатели того времени, включая Валентина Распутина, Дмитрия Балашова, Юрия Кузнецова.
Вторая крайность – ситуация последних лет, когда писателей Мурмана, своими силами пытающихся сохранить все эти традиции, перестали поддерживать, а потом и вовсе попытались исключить из культурной жизни. Последний год принес некоторые надежды и даже первые литературные победы, но улучшения прока очень нестабильны.
— Может, разбавим разговор о проблемах рассказом об этих успехах?
— Первым большим прорывом, думаю, можно назвать возрождение Международного славянского хода. Инициатором был наш писатель Дмитрий Коржов, участник еще первого славянского хода в 1997 году. Помню, это была осень 2017 года. Он подошел и просто сказал: «Надо бы возрождать ход». И мы с ним взялись за это. Год ушел на организацию, поиск средств с миру по нитке. Помогли и власти. Депутат областной думы Виктор Сайгин из своих средств оплатил почти половину бюджета. Зампредседателя горсовета Михаил Белошеев помог скоординировать наши действия с городскими властями, которые также помогли деньгами. Областное правительство тоже присоединилось к организации. Ну и сами участники – мурманские писатели, артисты, журналисты – частично на свои средства и полностью на свой страх и риск согласились на поездку. И в августе-сентябре 2018 года мы на двух небольших автобусах за три недели проехали 11 тысяч километров через десяток стран, встречаясь с жителями, коллегами по творчеству, СМИ, представителями власти – включая президента Республики Сербской Милорада Додика.
— Кроме встречи с президентом что больше всего запомнилось?
— Встречи с людьми. Как в Болгарии люди на улице подходили и целовали копию Самарского знамени, под которой мы проделали весь путь. Это для многих до сих пор святыня. Продавцы сувениров в Белграде. У них на всех товарах – фото Владимира Путина. Знаменитый снимок, когда он был на подлодке на Северном флоте, в пилотке, с крепко сжатыми губами. А с нами в поездке был автор этого снимка, замечательный мурманский фотограф, внештатный фотокор ТАССа Лев Федосеев. И мы говорим одному из торговцев – вот автор портрета Путина. А тот, естественно, не верит нам.
Запомнился каждый день поездки, все было очень ярким. И главное, это действительно было возрождением отношений, сейчас мы регулярно проводим международные фестивали, телемосты, многое другое. Обсуждаем создание Центра культуры славянских народов, чтобы укрупнять и укреплять международные связи, дружбу с братскими народами.
Правда, на фоне постоянных сложностей, о которых уже говорил. Год назад наше отделение Союза писателей было на грани закрытия. Но пока выжили, начали обнадеживающий диалог с властями. Это уже возвращаясь к успехам. Получили поддержку на нашу деятельность – министерство культуры области разработало уникальную форму поддержки, субсидию на развитие литературы. Учредили совместно с областным правительством Всероссийскую Арктическую литературную премию имени В.С.Маслова, первую такую в нашей стране, с серьезными наградами, ставкой на подъем интереса к Арктике. С размахом провели в прошлом году юбилейный, X литературный фестиваль «Капитан Грэй», одну из наших главных современных традиций. Он собрал участников с десятка регионов, и даже была заявка из Киева, от талантливой девушки, пишущей стихи на русском, она участвовала заочно. Приехали известные литераторы из Москвы, включая Алексея Витакова, организатора Всероссийского литературного форума «Осиянное слово», на который мы отправляем лауреатов нашего фестиваля. Впервые свозили гостей из Москвы в нашу знаменитую Териберку и, несмотря на первый октябрьский снежок, искупали их в Баренцевом море – по сути, в Северном Ледовитом океане! К слову, сейчас готовимся к очередному фестивалю, думаю, он будет не менее интересным. Приглашаем!
— Илья Леонидович, в конце интервью обычно спрашивают о личных планах, мечтах. Есть что рассказать?
— Еще на одно интервью можно (смеётся). Если о личных мечтах – уже третий год не могу издать новые стихотворения. Некогда, все время уходит на административные дела, на выживание нашей писательской организации. Писать стихи еще успеваю, это как воздух, а собрать в книгу физически некогда. Но, надеюсь, в ближайшее время и это сделаю. А в основном личные планы сейчас касаются общего дела – восстановить нормальную жизнь нашего отделения Союза писателей России и литературы в регионе, развивать имеющиеся и начинать новые проекты. И Славянский ход, и фестиваль, и проведенный впервые в этом году конкурс переводов норвежских и русских поэтов, и многое другое. Главное, чтобы полновесная поддержка властей пришла не позже, чем закончится энтузиазм у тех, кто сейчас все это тащит на своих плечах, причем делает это в первую очередь для людей, для государства,